МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВО-РОГСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
|
Аннотация к рабочей программе старшей группы на 2022-2023 учебный год(С приложением рабочей программы старшей группы на 2022-2023 учебный год)Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с МБДОУ Ольхово-Рогский детский сад. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие, Используются парциальные программы:
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающегося гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конституция РФ, ст.43,72 Конвенция о правах ребёнка Закон №273-ФЗот 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации» Сан.ПиН 2.4.1.3049-13 Устав ДОУ ФГОС ДО. 1.2.Цель и задачи основной образовательной программы Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребёнка, в период дошкольного детства, интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия(миром людей, природы и др.) и культуры( изобразительным искусством, музыкой, детской литературой, родным языком, математикой и др.). Задачи: -охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; -обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; -воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; -взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; •вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре ждения и семьи; •соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса: 1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. 2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости ( соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). 3 . Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности ( позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному « минимуму»). 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируется такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5. Строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Рассмотренные принципы формирования содержания образования позволяют вычленить критерии отбора наук, изучаемых в современном дошкольном образовательном учреждении - целостное отражение в содержании образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры; - научность и практическая значимость содержания; - соответствие сложности содержания учебных предметов реальным возможностям воспитанников того или иного возраста; - соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение; - учет международного, регионального опыта построения содержания образования; - соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе ДОУ. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми ( игра). 9.Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Срок реализации рабочей программы 1 год. Рабочая программа состоит из двух частей: 1. обязательной части – 60% 2. части, формируемой участниками образовательного процесса – 40% Содержание обязательной части программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4. Содержание психолого-педагогической работы Ориентированно на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. При проектировании содержания рабочей программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Ростовская область - юг России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений ( листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. в группе присутствует национально-региональный компонент.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Движения детей отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Повышается общая осведомлённость детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств ( зрения, слуха), правилах поведения в обществе в случае заболевания( при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторые правила ухода за больным( не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай , и т.д.). все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчётливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссёры, дети-исполнители(артисты), дети –сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Супермаркет», «Космическое путешествие», «Телешоу», и другие. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Старший дошкольный возраст- время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с её основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребёнок проходит огромный путь развития- от отделения себя от взрослого(Я сам) до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания. У детей развивается способность к само подчинению мотивов поступков, к определённой произвольной регуляции свих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки могут быть разными по содержанию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора, способны выделять основные детали постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз; из природного материала. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд- по возрастанию или убыванию- до 10 различных предметов. Продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам. Развитие воображение позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающееся истории. Начинают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Совершенствуется речь. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни. Развивается связная речь. Дети учатся пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение , произвольное внимание, речь, образ Я. Расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям становится доступно многообразие способов познания: наблюдения и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции( сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения ,экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается её объём, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, составлению не сложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства, старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему обучению в школе.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров). 1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. 5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).
Физическое развитие Уровень физического развития ребёнка соответствует возрастной норме. У ребёнка развиты такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость, координация движений, ориентировка в пространстве, чувство равновесия, сила и выносливость. Ребёнок выдержан, смел, решителен, самостоятелен, инициативен, проявляет фантазию, интерес к активной двигательной активности и потребности в ней. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Следит за правильной осанкой . у ребёнка сформированы: -навыки ходьбы и бега разными способами; -навыки разнообразных способов лазания и ползанья; -навыки выполнения всех видов прыжков; -навыки всех способов катания, бросания и ловле мяча, метание вдаль и в цель; -построений перестроений на месте и в движении; -навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботится о своём здоровье. Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Социально-личностное развитие Ребёнок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, заменять предметные действия с предметами заменителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность. У ребёнка достаточно развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, инициативность, самостоятельность, интеллектуальное мышление. В этом возрасте ребёнок умеет: -справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей; -играть в настольно-печатные игры; -организовывать игры, участвовать в них, устанавливать и соблюдать правила игры, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями других участников игры; - работать в коллективе. Ребёнок знаком с общепринятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения, способен сочувствовать и сопереживать , заботится о других, помогать слабым и маленьким, защищать их, он требователен к себе и окружающим. У ребёнка сформировано: -представление о гендерной принадлежности; -чувство любви к родному краю, к России; -представление о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях. Речевое развитие Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с фабульным развитием действия. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятие «звук», «слог», «слово», «предложение». У ребёнка- интерес к художественной литературе и чтению. Он знаком с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Умеет выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках Познавательное развитие Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает, герб, флаг. Называет столицу Родины. Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представление о российской армии и профессии военных, о космосе, временах года и частях суток. Сформированы первичные экологические знания, представления о растениях и животных. Знает характерные признаки времён года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений. Знает правила поведения в природе и соблюдает их. Устанавливает элементарные причинно- следственные связи между природными явлениями. Владеет навыками количественного и порядкового счёта в пределах 10, навыком отсчитывания. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивает два предмета по величине с помощью условной меры , определяет величину предмета на глаз. Умеет узнавать и различать плоские и объёмные геометрические фигуры. Сформированы представления о четырёхугольнике, о квадрате и прямоугольнике, как его разновидности. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели. Умеет определять время по часам, устанавливать возрастные различия между людьми. Художественно-эстетическое развитие У ребёнка развито: -чувство цвета, умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. -умеет различать жанры музыкальных произведений, различать звуки по высоте, звучание музыкальных инструментов. - умеет ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Сформированы: - интерес к художественному оформлению книг; -композиционные умения; -навыки работы с ножницами; -певческие навыки, умение петь естественным способом; -навыки игры в ансамбле; -интерес к лепке;
2.Содержательный раздел 2.1.Учебный план реализации ООП МБДОУ Ольхово-Рогского д/с Учебный план реализации ООП МБДОУ Ольхово-Рогского д/с в старшей группе по основной образовательной программе «Радуга»
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) 2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) - б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество ННОД - в неделю 25 мин. (1 ННОД) 3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество ННОД – в неделю 50 мин. (2 ННОД) 4) Социально-коммуникативное развитие а) коммуникативная деятельность- формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. Продолжительность и количество НОД в неделю 25 мин. ( 1 НОД) б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, хозяйственно-бытовой труд. Продолжительность и количество НОД :ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. ( согласно САНПИН, п 12.22) в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты. 5) Художественно-эстетическое развитие а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 100 мин. (4 НОД). б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание художественных произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД). в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД). 2.2.Работа с родителями. Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям: «Здоровье»: - информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение). «Физическая культура»: - привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях). «Безопасность»: - знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них; - информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи – «01», «02», «112» «Социально – личностное» - заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; - сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. - изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; - проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы. «Познание»: - ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками; - совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан). «Речевое развитие» - развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги. - демонстрировать ценность и уместность как делового так и эмоционального общения. : - доказывать родителям ценность домашнего чтения; - поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; - привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения. «Музыка»: - раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. - информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Срок реализации программы- 1 год.
26 сентября 2022 в 09:50
Прикреплённые файлы:Документ: Аннотация к рабочей программе старшей группы на 2022-2023 учебный год(С приложением рабочей программы старшей группы на 2022-2023 учебный год) Описание файла:Файл называется: 1_8qppg.pdf Это официальный файл организации «МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВО-РОГСКИЙ ДЕТСКИЙ САД», в нём содержится Аннотация к рабочей программе старшей группы на 2022-2023 учебный год(С приложением рабочей программы старшей группы на 2022-2023 учебный год). Размер файла: 0,66 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.