МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВО-РОГСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
|
Информационно-методические материалы для родителей и специалистовФедеральный уровень:Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Региональные документы:
Приказ от 31.12.2019 № 1048 «Об организации работы по реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей (Ростовская область) национального проекта «Образование»
Приказ от 25.02.2020 № 135 «О деятельности методических объединений педагогов-психологов муниципальных организаций, подведомственных минобразованию Ростовской области, в 2020 году» Приказ от 13.09.2019 № 663 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций –участников апробации методических рекомендаций по психологическому сопровождению обучающихся и дорожной карты (План мероприятий) по апробации в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование в 2019-2020г.» Ссылки на разделы сайта Минобразования Ростовской области с нормативно- методической документацией:Нормативная документация муниципального уровня:
Информация для специалистов: Подготовка пакета документов на ПМПК
Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ Разъяснения по сопровождению тьютором и (или) ассистентом-помощником детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории Рекомендации для родителей:МАРШРУТИЗАТОР (для родителей) по прохождению процедуры ПМПК с детьми разного возрастного диапазонаОсобенные дети: обучение по новому стандарту Выбор маршрута образования детей с ОВЗ и инвалидностью
Вы узнали, что у ребенка аутизм: 8 советов родителямКак действовать родителям, если ребенку диагностировали аутизм? Какие шаги и в какой последовательности предпринимать?Фото с сайта myshiatsuonline.de Рассказывает Елена Багарадникова, руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт». Родители переживают катастрофу при постановке ребенку диагноза «аутизм». По своему психологическому состоянию они – «уцелевшие» в этой катастрофе, и им нужно выстраивать свою дальнейшую жизнь заново. За что нужно браться в первую очередь? 1. Пройдите тест и обратитесь в ближайшую службу ранней помощиФото с сайта positivepartnerships.com.au Даже если ребенку не поставлен окончательный диагноз, но есть повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ему помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу. Нужно самостоятельно пройти скрининговый тест, который позволяет установить, находится ли ребенок в группе риска, и насколько этот риск высок (например, M-CHAT или АТЕК). Ждать нельзя. Обратиться можно и нужно в ближайшую службу ранней помощи. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы. Тесты можно пройти в любом месте в интернете, или на сайте РОО «Контакт»: Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем
Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей (M-CHAT-R)
Полезной будет методичка для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом («Родитель родителю» ), а также краткая информация , которую «Контакт» подготовил для размещения в детских поликлиниках. 2. Добиться постановки правильного медицинского диагнозаЕлена Багарадникова. Фото с сайта 2апреля.рф В дальнейшем он определит тот объем помощи, который сможет получать ребенок, и его образовательный маршрут. Чтобы диагноз был точным, нужно постараться попасть в подходящее медицинское учреждение. Диагноз «аутизм» может быть установлен и в ПНД (психоневрологический диспансер), но лучше на первом этапе все же обратиться в больницу. Из государственных, уполномоченных в дальнейшем выдавать все необходимые справки и заключения, в Москве есть две больницы, где можно пройти диагностику. Это Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница № 6) и Научно-практический центр детской психоневрологии (бывшая детская больница № 18). 3. Получить психологическую помощь для всей семьиМало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь. Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном. Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу. Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайтГБУ «Московская служба психологической помощи населению»Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая. 4. Научиться быть родителями особого ребенкаФото с сайта popsugar.com Предполагается, что родительские навыки любой человек должен откуда-то получить сам. Но при воспитании ребенка с аутизмом возникает масса вопросов, которых нет у родителей здоровых детей: а слышит ли он меня, понимает ли, какими словами пользоваться, чтобы установить с ним контакт, и словами ли? Взаимосвязь между матерью и ребенком не всегда проявляется априори, а это очень травмирует. Родителям приходится учиться методам, которые помогут им и в общении с детьми, и в их обучении, и в социализации. Специалисты могут помочь наладить такой контакт, научить, как решать насущные бытовые проблемы и работать с поведением, как приучать к горшку и приспосабливаться к избирательности в еде. Часто, когда родители понимают, что могут учить своего ребенка, видят его успехи, даже небольшие, они перестают чувствовать себя неудачниками, и это дает им новые силы. Есть специальные программы и методы, направленные на раннюю помощь семьям, где есть дети с РАС, в том числе на обучение родителей. В Москве их предлагает, в частности, Городской психолого-педагогический центр (при поддержке некоммерческих организаций). Например, программа EarlyBird. Сразу же упомяну, что там же есть отличная программа Assert. Есть хорошие программы в разных некоммерческих организациях и негосударственных реабилитационных центрах. 5. Ориентируйтесь на 20 часов корекционных занятий в неделюФото с сайта newstula.ru Детям с аутизмом нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. На первых этапах, в раннем возрасте, эта работа должна занимать по возможности 20 часов в неделю. Можно даже 30, если ребенок это выдержит. Полезно совмещать посещение Городского психолого-педагогического центра и занятий в каких-то известных НКО (например, по программе Assert) с привлечением отдельных специалистов. Конечно, за государственный счет получить 20 часов в неделю, прямо скажем, сложно. «Добирать» придется либо самостоятельно, либо с помощью благотворительных фондов. Есть очень эффективные методы помощи, которые пока не оплачиваются государством. Например, ABA (прикладной поведенческий анализ), FloorTime и др. При этом в коррекции должна участвовать вся семья. Если специалист делает одно, а дома происходит совсем другое, — ничего не получится. Это только еще больше дезориентирует ребенка. Важны слаженные действия всех, кто его окружает, – и родителей, и специалистов, и, кстати, бабушек и дедушек. 6. Оформите инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизыФото с сайта canadianpharmacymeds.com Не ждите, когда врачи предложат сами. Спросите их, что нужно сделать, чтобы начать этот процесс. Для оформления инвалидности в БМСЭ не обязательно ложиться в больницу, можно все сделать в амбулаторном порядке. Это займет много времени, но будет хорошим подспорьем, в том числе материальным, для того чтобы получать помощь в различных государственных учреждениях, относящихся к Департаменту труда и социальной защиты населения (по крайней мере, в Москве). Ребенок получит, например, возможность выездной реабилитации (в сопровождении родителей или законных представителей), летнего отдыха и оздоровления, а также санаторно-курортного лечения, льготный проезд в общественном транспорте (также с сопровождающим) и многое другое. Перечень льгот можно посмотреть, например, на сайте МГАРДИ(Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов). Получение инвалидности не означает, что ребенок становится хуже. Это означает, что у него и у его семьи появляются новые возможности для компенсации тех дефицитов, которые он имеет. Если родители не захотят, чтобы к ребенку относились, как к человеку с ограниченными возможностями, они могут и не показывать справку об инвалидности. Все происходит в заявительном порядке. Принес, попросил – получил. Не принес, не показал – не получил. 7. Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)Фото с сайта lubopyshka.ru Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые. Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений. Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297). В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно. В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить. «Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет. 8. Самостоятельно выберите детский сад или школуФото с сайта neboley.zp.ua Каким бы ни было заключение ПМПК, родителям нужно принимать решение. Они выбирают между коррекционной и ближайшей общеобразовательной школой; между возможностью возить куда-то ребенка и необходимостью снять квартиру рядом с тем местом, где его смогут обучить; между образовательным комплексом, где есть сильная психолого-педагогическая служба, и школой, где ребенка с аутизмом видят впервые, но согласны начать с ним работу, и т.д. РОО «Контакт» разработала алгоритм для родителей, как выбрать образовательное учреждение для ребенка с аутизмом . Но, конечно, этот вопрос лучше обсуждать с каждой семьей индивидуально. Наши специалисты обычно тратят на это не менее часа. Консультации проходят бесплатно и проводятся совместно с представителями Городского психолого-педагогического центра и отделений Департамента труда и социальной защиты населения по графику. Без чего никак нельзя обойтись – это без того, чтобы пойти в выбранное учреждение «своими ногами». Если кто-то из знакомых похвалил детский сад или школу, совершенно не факт, что это подойдет другому ребенку и другому родителю. Все нужно увидеть своими глазами. Алгоритмы для регионовСейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться. Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами. В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи. Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс. Запрос на формирование таких классов по территориальному принципу и по возможности объединения детей с похожими проблемами актуален и для родителей, и для образовательных учреждений. Портал называется «Открытые двери» и скоро будет открыт по адресу: open-doors.info 14 августа 2020 в 07:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.